Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Мой ребенок - младший школьник











«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос.

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: «Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите, чтобы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но сейчас многое изменилось.

Изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порой не зная друг друга.

А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Традиции – это основа уклада семьи, семьи дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в ребенке. И никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.  

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, чтобы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай – разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Как вам, к примеру, традиция читать на ночь.  Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

  • дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день – праздник»;
  • дети гордятся своей семьёй;
  • ребенок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято;
  • детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ СОЗДАТЬ ТРАДИЦИИ В СВОЕЙ СЕМЬЕ:

  1. Традиция повторяется всегда, ведь это традиция.
  2. Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным.
  3. Традиция может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.
  4. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники – необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.
  5. Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Хорошая традиция - совместное украшение новогодней ёлки.

Но традиции – это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.

Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном – очень хорошая традиция!

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они могли передать их своим.


«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»

До сих пор одной из самых острых проблем в школе остаётся слабая успеваемость школьников. Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

- сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;

- «недопониманием» между учителем и учащимся;

- наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т.е. индивидуальными особенностями;

Учителя считают, что:

- школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.;

- родители плохо помогают детям в учебе;

- программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

- недоступность программы, ее сложность;

- высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;

- недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Каждому учителю известно, что степень обучаемости у учащихся разная. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, без особой затраты сил, другие – менее успешно и с большим трудом. На основании изучения интеллектуальных возможностей детей, их способности к учебной деятельности как общей способности к усвоению знаний было разработано понятие «обучаемость» как предрасположенность к обучению (доктор психологических наук З.И. Калмыкова).

Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Мышление, память, внимание являются важнейшими среди психических процессов, накладывающих отпечаток на обучаемость школьника.

Все три функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации – жизненно важны для ребенка, его становления и развития как личности. Память лежит в основе способностей, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В младшем школьном возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные процессы.

Одна из основных причин недостаточного уровня развития памяти, по мнению психологов, низкая познавательная активность учащихся. Развитие памяти не прекращается в любом школьном возрасте. По мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение. Установлено, что  наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому форма предъявления материала особенно важна для неуспевающих учащихся.

Неуспевающие ученики характеризуются и низкой мыслительной деятельностью. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделить существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

 Для неуспевающих учащихся   характерно неумение организовать свою умственную деятельность.

Нельзя не считаться с индивидуальными особенностями учащегося и не учитывать их в образовательном процессе. Среди основных свойств нервной системы можно выделить силу и подвижность, которые больше всего влияют на обучение. Учащиеся могут быть со слабой и с сильной нервной системой. С целью профилактики неуспеваемости необходимо знать психологические характеристики ребенка и опираться на них в организации учебной деятельности.

Установлено, что среди неуспевающих учеников большая часть из них имеет слабую нервную систему. Учащиеся со слабой нервной системой отличаются невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Для учащихся со слабой нервной системой противопоказана длительная напряженная работа, как на уроке, так и дома. Учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал. Для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ:

  • Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

    - бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;

    - проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь - эмоциональные: малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;

    - культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

  • Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
  • Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
  • Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
  • Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
  • Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
  • Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
  • Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей.
  • Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.   

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- особенности психического или физического развития ребенка.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

- жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Родителям о наказании

  1. Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  3. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  5. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  6. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  7. Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  8. Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

ПОМНИТЕ! НАСИЛИЕ ПОРОЖДАЕТ НАСИЛИЕ!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

4 ЗАПОВЕДИ МУДРОГО РОДИТЕЛЯ:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок – это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.


Соседние подразделы:
Мой ребенок - подросток
Мой ребенок - старшеклассник

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Беларусь моя!

Контакты

8 (02346) 4-58-49
hnksh2@roohoyniki.by

ул. Танкистов, 14, 247622, г. Хойники, Гомельская обл.
Открыть контакты

Сейчас на сайте

Государственная символика

Гордимся, что научили!

-

Информация действующих служб, оказывающих социальную и психологическую помощь в кризисных состояниях, в т.ч....
Открыть раздел Экстренная психологическая помощь, телефоны доверия
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим!...
Открыть раздел Вопросы и ответы
Учитель начальных классов - Борисенко Тамара Александровна Учитель начальных классов - Можейко Ирина Александровна Учитель начальных классов - Майсеенко Марина Михайловна Учитель...
Открыть раздел ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! В соответствии с дополнениями (изменениями) в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г....
Открыть раздел Система электронного обращения
Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
The LineAct Platform