Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Мой ребенок - подросток

«КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?»

Начало осознания вопроса профессиональной самонаправленности у детей начинает происходить уже в возрасте 14-15 лет. Если основываться на ежегодно проводимых исследованиях лишь 15% учащихся имеют твердые профессиональные планы. Приблизительно столько же выпускников даже и не задумываются о будущей профессии. Около 70% школьников не располагают четкой позицией и колеблются в собственном выборе, преодолевая противоречивые эмоции: «Выбор делать нужно, но какой сделать выбор не знаю».

Выбрать будущую профессию - значит сделать первый серьезный жизненный шаг, с этим сталкиваются все выпускники. И от того, как подросток решит эту дилемму, зависит не только его будущая жизнь, но и его душевный комфорт.

Почему для современной молодежи выбор профессии - большая проблема? Причин в этом несколько. Прежде всего, огромный список профессий, при этом многие «старые» профессии исчезли, и появились «новые», которые не известны не только школьникам, но и их родителям.

Во-вторых, современное поколение лишено возможности знакомства с особенностями разных профессий, как это практиковалось в советские времена. Происходит это по понятным причинам: бизнес-процессы, как правило, не терпят постороннего вмешательства, более того большая часть профессиональных процессов происходит в мыслительном плане, который пронаблюдать невозможно. Для ребенка это сложно и непонятно, для подростка понятно, но довольно туманно, а для выпускника профессии приобретают значение статусности без внутреннего заполнения.

И в-третьих, сегодня практически исчезли кружки по интересам, ранее любимые нашими папами и мамами, такие как радиотехнические; кружки юных журналистов, фотографов; авиа моделирования и другие, а те что остались не в состоянии удовлетворить возросшие интересы подростков. Подросток не имеет возможности попробовать себя в возможных сферах деятельности, поэтому в итоге он не имеет тех знаний, которые могли бы помочь ему найти дело по душе. Для школьников более менее понятна лишь профессиональная занятость его родителей. Этого бесконечно мало, чтобы сделать выбор своей будущей профессии осознанно.

Перечислять причины можно и дальше, но намного важнее знать промаха, которые чаще всего совершают старшеклассники при выборе профессии:

  • Выпускник может выбрать профессию, ту, которая первая "попала на глаза",
  • Часто профессию выбирают исходя из ее престижности,
  • Выбирают профессию "за компанию",
  • Переносят личное отношение к человеку, представляющему ту или иную специальность, на саму профессию,
  • Увлекаются лишь внешней или одной стороной профессии,
  • Имеют устарелые взгляды о характере труда,
  • Отождествляют школьный предмет с профессией, не делая отличий от самой профессии,
  • Не умеют разбираться в собственных индивидуальных качествах, способностях и склонностях,
  • Не знают или недооценивают свои физические способности и недостатки, значимые при выборе профессии,
  • Не знают принципов выбора профессии.

Но как быть в этой ситуации? Как помочь ребенку выбрать свою будущую профессию, сориентироваться в своих предпочтениях?

Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда . Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться , а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность . Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.

Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:

  • Изучить профессию и всё, что с ней связано.

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений :

- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни . Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .

- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

  • Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
  • Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах.Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности
  • Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив,сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.

- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе . Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

- В институт - на экскурсию . Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но преждевсего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления . Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д..

  • Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы!Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
  • Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Окончание школы и выбор профессионального образования — это еще не последняя точка в профориентации. Выборы (в том числе в профессиональной сфере) сопровождают нас на протяжении всей жизни. В детстве мы выбираем кружки, в школе — профильные классы и дополнительные занятия, в конце школьного обучения — сферу профессионального обучения. Получив профессию, мы выбираем специализацию, а затем место работы. Жизнь идет, и меняются как объективные условия (рынок труда, спрос на те или иные профессии), так и субъективные факторы (интересы, ценности, особенности характера). То, что вызывало удовлетворение на определенном этапе жизни, может потерять свою привлекательность на в будущем.

Выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов. И желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе. Но вот навыки осознанного выбора, о которых я рассказала сегодня, пригодятся на протяжении всей жизни.

Помогите своему ребенку развить эти навыки: научите обращать внимание на свои ключевые способности, сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы, расширять свой кругозор в мире труда, осознавать свои ценности. И тогда он сможет не только сейчас — с вашей поддержкой, но и в будущем — самостоятельно — делать такой выбор на своем профессиональном пути, который приведет его к успеху и внутренней гармонии.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Мой ребенок - подросток

Соседние подразделы:
Мой ребенок - младший школьник
Мой ребенок - старшеклассник

Беларусь моя!

Контакты

8 (02346) 4-58-49
hnksh2@roohoyniki.by

ул. Танкистов, 14, 247622, г. Хойники, Гомельская обл.
Открыть контакты

Сейчас на сайте

Государственная символика

Гордимся, что научили!

-

Информация действующих служб, оказывающих социальную и психологическую помощь в кризисных состояниях, в т.ч....
Открыть раздел Экстренная психологическая помощь, телефоны доверия
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим!...
Открыть раздел Вопросы и ответы
Учитель начальных классов - Борисенко Тамара Александровна Учитель начальных классов - Можейко Ирина Александровна Учитель начальных классов - Майсеенко Марина Михайловна Учитель...
Открыть раздел ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! В соответствии с дополнениями (изменениями) в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г....
Открыть раздел Система электронного обращения
Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
The LineAct Platform